В предпраздничные дни 23 декабря ученики 2″А» и 3″Б» изобразительного отделения школы искусств с преподавателем Кольцовым Д.В. посетили Третьяковскую галерею

В это посещение галереи на учащихся наибольшее впечатление произвели картины Коровина, Головина, Борисова-Мусатова, шедевры Сурикова, портреты Серова, произведения Нестерова, миниатюры Похитонова, картины из военных циклов Верещагина, пейзажи Поленова, Левитана, Айвазовского, Куинджи, Шишкина, Васильева и Саврасова, драматичные полотна Перова.

Дарья Седнева (3″Б»): «В целом, мне больше нравится старая живопись. Особого предпочтения у меня нет, мне нравятся, как Суриков, так и Коровин. Коровин мне нравится яркими картинами и необычным стилем. Суриков же мне нравится из-за проработанных картин.»

Что уж такого особенного в Третьяковской галерее? Почему туда так стремятся попасть люди? Что они там надеются найти? Почему Третьяковка – это один из самых опознаваемых, устойчивых символов Москвы?

Ответы на эти вопросы, не сказать, чтобы были очевидны. Несмотря на то, что я посещаю Третьяковку уже лет 40, и количество посещений, думаю, уже не в десятках измеряется – суть дела, по прежнему остается загадкой.

Павел Михайлович Третьяков был купцом, предпринимателем, меценатом, в первую очередь он был христианином или, как сейчас говорят, верующим человеком. В храме святителя Николая в Толмачах, примыкающем к зданию галереи, мраморной плитой с надписью отмечено место, где всегда стоял на службах Третьяков. Чуть справа, против иконы святителя Николая Мирликийского.

Итак, покупка картин, создание собрания – были частной инициативой частного лица. Откуда же такое безошибочное попадание в тему, как он угадал и приобрел такое количество шедевров?!

В моем понимании, собрание Третьяковской галереи, является визуальной летописью русской жизни с послепетровского времени и до рубежа XIX и XX веков. В картинах собранных там запечатлелись существенные откровения русского народа о себе самом.

По степени глубины, по силе воздействия шедевры Третьяковки «Боярыня Морозова» Сурикова, «Грачи» Саврасова, полотна Федотова, Нестерова равновелики Пушкину, Лермонтову и Достоевскому. Хочешь понять русских – иди в Третьяковку.

История русского искусства ещё не написана, а точнее не изучена. Даже великие художники, как например Тропинин и Степанов, просто никак ещё не исследованы. О втором широкая публика и не знает, по сути. Так что, каждый поход в Третьяковскую галерею – это ещё и проникновение на территорию неизведанного, неизученного.

У предыдущих поколений объективно не было возможностей для глубокого, всестороннего изучения русского искусства, и я надеюсь, что те кто сейчас молоды, кто-то из них, изучит, напишет книги, о том что только предстоит узнать, осмыслить и воспринять русским людям о нашей истории и культуре.

 

Д.В. Кольцов
(Фотографии в материале учеников 3 «Б» и 2 «А»:  Анастасии Жаровой, Маргариты Михалиной и Александры Шуваевой.)