Тайна творчества

Когда я пришёл в феврале 2019 года на отделение музыкального театра у меня была мысль попросить у руководства факультета предоставить кого-либо из учениц старших классов, попозировать нам в платье старинного образца для работы над композицией. В четвертом и третьем классе мы работали над поэмой «Евгений Онегин», над эпизодами, связанными с образом Татьяной Лариной, и совсем не хотелось, чтобы юные художники выдумывали и рисовали персонажа из головы, без натуры.

На мой вопрос Елена Леонидовна Широкова ответила, в том смысле, что просто позировать им будет не интересно, а давайте мы поставим этюды. И попросила меня дать фрагменты поэмы, находящиеся у нас в работе. Елена Леонидовна тут же предположила устроить со своими учащимися читку, чтобы разобрать кому какие из эпизодов будут ближе, понятней и интересней для последующей разработки в этюдах.

Сказано-сделано, я предоставил четыре фрагмента поэмы и через какое-то время был извещён, что на отделении готовы показать отрепетированные фрагменты. На репетиционном прогоне четыре пушкинских Татьяны: Дарья Казакова, Карина Рахманкулова, Яна Швецова и Татьяна Куликова показали в зале под музыкальное сопровождение немые моно-этюды. И, хотя, по ходу дела мы что-то согласовали, добавили-убавили, стало очевидно, что работа проведена на не предполагавшемся мною уровне. Актеры работали глубоко, очень неформально и очень искренно. Искренность была не эмоциональной, форсированной, а закрытой, неочевидной, сдержанной, много говорящей о внутренней жизни человека.

Нам назначили день показа. Мы пришли двумя классами на театральный факультет, где для нас в зале, среди импровизированных декораций представили все эпизоды: «Её сестра звалась Татьяна», «Святочное гадание и сон», «В усадьбе Онегина», «Финал». Учащиеся художественного отделения снимали всё происходящее на телефоны. Чёткой границы между исполнителями и зрителями не было, художники входили в пространство актеров, снимали и вблизи и издали, с самых разных ракурсов. Материалы отснятых фотосессий, стали основой для разработки композиций. Опыт этот был новым, очень интересным и чрезвычайно плодотворным.

Я хочу поблагодарить педагогов Елену Леонидовну Широкову и Игоря Витальевича Нестерова за их работу! Сердечно поблагодарить всех поименно Татьян Лариных, которые очень поразили! Хочется поблагодарить и костюмера Евгению Александровну Бойченко!

Я был тронут профессионализмом, тронут самой атмосферой творчества, живого, нематериального, подлинного. Больше всего я благодарен Елене Леонидовне Широковой, потому что это было очень великодушно, так отозваться, потому что она со своими помощниками и единомышленниками дала нам прикоснуться к тайне творчества, не пожалев сил, бескорыстно.

Д.В. Кольцов, педагог отделения изобразительного искусства