Домашнее задание по сольфеджио преподавателя Славщик В.М.

Домашнее задание преподавателя Славщик В.М. отправлять на почту verikslavwik@mail.ru

01.04.2020

6 класс 19.00-20.00

Классная работа «Повторение пройденного материала»

Домашнее задание: Построение и пение характерных интервалов в тональностях Си мажор и соль-диез минор.

03.04.2020

Сольфеджио 2В класс 16.40-17.40

Классная работа: «Повторение пройденного материала»

Домашнее задание: Построение и пение Б53 и м53 от нот ре, фа. Пение гамм с 2 знаками

Сольфеджио 2Б класс 14.00-15.00

Классная работа: «Повторение пройденного материала»

Домашнее задание: Построение и пение Б53 и м53 от нот ре, фа. Пение гамм с 2 знаками

Сольфеджио 4 класс 15.00-16.00

Классная работа «Повторение пройденного материала»

Домашнее задание: построение и пение тритонов с разрешениями в тональностях с двумя знаками.

08.04.2020

Сольфеджио 6 класс 19.00-20.00

Классная работа : Классификация каденций в периодах. Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций

1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.

После автентического заключения периода могут вводиться дополнительные заключения в виде плагальных каденций. Это делается для расширения масштаба периода или для более полного закрепления тональности (тоники). Например, 1-е предл. (4 такта), 2-е предл. (4 такта) + дополнительная плагальная каденция (2 такта). Всё вместе  — 10-ти тактовый период.

2. По аккордовому составу каденции делятся на автентические (из аккордов D и T), плагальные (из аккордов S и T)  и полные (из аккордов S, D и T). Полные каденции — разновидность автентических.

3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные.

Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко— половинной плагальной).

Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:

полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.

Полной совершенной каденция называется в том случае, если 1) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), 2) T53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы), 3) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (консонирующей — D53 или диссонирующей — D7, D9). 4) T53 звучит на сильной доле такта. Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной.

Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.

Домашнее задание: самостоятельный подбор и анализ музыкального произведения.

Сольфеджио 10.04.2020

Сольфеджио 2Б класс  14.00-15.00

Сольфеджио 2Б класс 16.00-16.45                                                                      

Классная работа: секвенции с шестнадцатыми. Слуховой анализ с пройденными элементами. Пение различных секвенций, например:

Домашнее задание: самостоятельно сочинить секвенции с шестнадцатыми нотами и петь их.

Сольфеджио 2В класс

Классная работа: секвенции с шестнадцатыми. Слуховой анализ с пройденными элементами. Пение различных секвенций, например:

Домашнее задание: самостоятельно сочинить секвенции с шестнадцатыми нотами и петь их.

15.04.2020

6 класс 19.00-20.00

Тема урока: Ладовая альтерация в мажоре и миноре. Альтерацией (лат. «изменение») называется полутоновое обострение существующих в ладе целотоновых тяготений.

Альтерировать (изменять) можно лишь ту ступень, которая отстоит от устойчивой ступени на расстоянии большой секунды.

Альтерация в мажоре: II » IV + VI 

Альтерация в миноре: II – IV»VII +

Схемы альтерации в мажоре:

в миноре:

(*) пониженную IV ступень нередко заменяют на энгармонически равную повышенную III.

Хроматизмом (греч. «цвет») называется любое повышение или понижение на полтона диатонических ступеней лада.

В мелодическом движении хроматизмические звуки могут бытьпроходящими и вспомогательными.

Проходящие— образуются между 2-мя соседними диатоническими ступенями при наличии между ними целотонового соотношения.

Вспомогательный хроматизм — взятый полутоном выше или ниже какого-либо диатонического звука между ним и его повторением:

Ладовая альтерация — обостряет тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым и не выходит за пределы тональности.

Домашнее задание: Пение хроматический гамм До мажор, до минор по образцу. Уч. Калмыков и Фридкин стр 84 номера 493-497. Построение тритонов в тональностях с 5 знаками.

17.04.2020

Сольфеджио 2В класс 16.40-17.40

Тема урока: Интервалы от звука. Си минор.

Домашнее задание: Построить в тетради простые интервалы и спеть их от ноты «си». Петь гамму си минор в восходящем и нисходящем движении. Разрешения уст. и неуст. ступеней, главные трезвучия лада.

Сольфеджио 2Б класс 14.00-15.00

Тема урока: Интервалы от звука. Си минор.

Домашнее задание: Построить в тетради простые интервалы и спеть их от ноты «си». Петь гамму си минор в восходящем и нисходящем движении. Разрешения уст. и неуст. ступеней, главные трезвучия лада.

Сольфеджио 4 класс 15.00-16.00

Тема урока: Гармонический и мелодический фа минор.

Домашнее задание: Спеть и построить в тетради три вида гаммы фа минор в восходящем и нисходящем движении, главные трезвучия лада и их обращения.

22.04.2020

6 класс 19.00-20.00

Тема урока: Лады народной музыки. Пентатоника. Пентатоника с мажорной окраской:

Пентатоника с минорной окраской:

Вообще говоря, пентатоника и натуральные лады, которые мы разберём дальше, возникли в народной музыке раньше, чем распространение получили мажор и минор. Но сейчас нам привычнее за основу брать именно их и считать, что народные лады отличаются от них некоторыми звуками.

Натуральные лады называются так, потому что их можно построить из основных ступеней лада. То есть, мы берём одну из белых клавиш и идём по белым же клавишам до ноты через октаву.

  1. Начинаем от ноты до. Получится лад, который совпадает с натуральным мажором. Он называется ионийским.

2. Начинаем от ноты ре. Получаем минорный лад с повышенной VI ступенью. Такой лад называется дорийским

3. Начинаем от ноты ми. Получается минорный лад с пониженной II ступенью. Это фригийский лад.

4. Начинаем от ноты фа. Получаем мажорный лад с повышенной IV ступенью. Это лидийский лад

5. Начинаем от ноты соль. Получаем мажорный лад с пониженной VII ступенью. Это миксолидийский лад. 

6. Начинаем от ноты ля. Этот лад совпадает с натуральным минором и называется эолийским.

7. Начинаем от ноты си. Тоника этого лада образует уменьшенное трезвучие. Такой лад называется локрийским.

Иногда в музыке мажор постепенно переходит в параллельный ему минор и наоборот. То есть сначала было устойчивым одно трезвучие, потом другое. Такой лад называется параллельно-переменным.

А если в произведении тоника остаётся на месте, а терция меняется с мажорной на минорную и обратно, то лад называется мажоро-минором.

Домашнее задание:

Запишите и сыграйте:

миксолидийский лад от ноты ми

  • лидийский лад от ноты ре
  • дорийский лад от ноты соль
  • фригийский лад от ноты ля
  • локрийский лад от ноты до
  • мажорную и минорную пентатонику от ноты фа.

24.04.2020

Сольфеджио 2В класс 16.40-17.40

Тема урока: Обобщение пройденных интервалов от звука, тональностей, ритмов.

Домашнее задание: Построить от звука ля м3,б3,ч4,м6. Построить от звука фа –ч1, б2,м7,ч8. Построить в тональности Ре мажор Т53, S53, D53

Сольфеджио 2Б класс 14.00-15.00

Тема урока: Обобщение пройденных интервалов от звука, тональностей, ритмов.

Домашнее задание: Построить от звука ля м3,б3,ч4,м6. Построить от звука фа –ч1, б2,м7,ч8. Построить в тональности Ре мажор Т53, S53, D53

Сольфеджио 4 класс 15.00-16.00

Тема урока: Секвенции и диктант в размере 6/8/. Пение мелодий с собственным аккомпанементом.

Домашнее задание : Сочинить собственную мелодию в любой тональности и подобрать к ней аккомпанемент из Т53,S53 или D53.

29.04.2020

6 класс 19.00-20.00

Тема урока: Транспонирование с листа мелодий на секунду вверх и терцию вверх и вниз.

Домашнее задание: Транспонировать номер 237 из учебника Калмыкова и Фридкина «Одноголосие».

01.05.2020

Сольфеджио 2В класс 16.40-17.40

Тема урока: Секвенции и диктант в Си миноре.

Домашнее задание: Написать и петь секвенцию в си миноре, по данному примеру Ре мажора.

Сольфеджио 2Б класс 14.00-15.00

Тема урока: Секвенции и диктант в Си миноре.

Домашнее задание: Написать и петь секвенцию в си миноре, по данному примеру Ре мажора.

Сольфеджио 4 класс 15.00-16.00

Тема урока: Пение 2х — голосных мелодий. Два способа дирижирования в размере 6/8.

Размер 6/8 – шесть долей в такте, доля выражена восьмой, считаем: раз,два,три,четыре,пять,шесть. Схема дирижирования соответствует схеме на 4/4 с удвоением 1-ой и 3-ей доли.

Домашнее задание. Выучить определение секвенции, отработать схему дирижирования на 6/8. Учебник Б.Калмыков, Г. Фридкин «Одноголосие» № 392-395 петь с дирижированием.

13.05.2020

6 класс 19.00-20.00

Тема урока: Инструментальная и вокальная группировка.

Домашнее задание: Сгруппировать длительности:

15.05.2020

Сольфеджио 2В класс 16.40-17.40

Тема урока: Пение канонов. Тональность Си бемоль мажор.

Домашнее задание: Уч. Стр 77 номер 300. Один голос петь-другой играть. И наоборот.

Сольфеджио 2Б класс 14.00-15.00

Тема урока: Пение канонов. Тональность Си бемоль мажор.

Домашнее задание: Уч. Стр 77 номер 300. Один голос петь-другой играть. И наоборот.

Сольфеджио 4 класс 15.00-16.00

Тема урока: Чтение мелодий с листа и диктант с использованием пройденных ритмов, движением по звукам обращений Т53, Д7

Домашнее задание : Уч Калмыков и Фридкин номера 346-350. Петь, играть, дирижировать.

20.05.2020

6 класс 19.00-20.00

Тема урока: Контрольный урок. Закрепление материала.

Домашнее задание: Написать 3 вида Ля мажора, главные трезвучия лада и их обращения, тритоны и характерные интервалы с разрешениями.

22.05.2020

Сольфеджио 2В класс 16.40-17.40

Тема урока: Контрольный урок. Закрепление материала.

Домашнее задание: Написать гамму Ре мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени, Т53, простые интервалы от нот ми и фа.

Сольфеджио 2Б класс 14.00-15.00

Тема урока: Контрольный урок. Закрепление материала.

Домашнее задание: Написать гамму Ре мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени, Т53, простые интервалы от нот ми и фа.

Сольфеджио 4 класс 15.00-16.00

Тема урока: Контрольный урок. Закрепление материала.

Домашнее задание : Написать натуральный и гармонический вид си минора, главные трезвучия лада и их обращения, тритоны.